Эссе "Я - учитель".
Учитель - это больше, чем просто профессия,
Учитель - это великая миссия.
Это уникальные судьбы,
учителя по призванию.
Это люди, для которых профессия
становится судьбой
и передаётся из поколения в поколение,
как эстафета добра, человечности и искренности.
Нести свет знания, дарить душу и сердце детям.
Воспитывать Человека и формировать Личность.
Творить и совершенствоваться,
учить и учиться.
Пролог.
Последние дни января. До конкурса «Учитель года» остались считанные дни, поэтому на душе неспокойно и тревожно.
-Татьяна Ивановна, у Вас текст эссе на 4 страницах…- допишите, пожалуйста, - в положении конкурса сказано, что должно быть до 6 страниц.
- Мне кажется, в её эссе не хватает эмоций!
- Ой, ошибку пропустили! Татьяна Ивановна, повторите склонение имён прилагательных, четвёртый класс всё- таки!
- Ну, где же Ваша фантазия?
Я улыбаюсь, мне хочется ответить (на вопрос о фантазии) - в отпуске, но опускаю глаза и вздыхаю, до отпуска ещё далеко…
Ещё раз перечитываю своё эссе в поиске фантазии, не нашла…Странно, всегда думала, что во мне есть творческая жилка, наверное, ошибалась.
Что делать? Переписывать? Во мне вдруг просыпается бунтарский дух ( наверное, и у педагогов есть кризис 3 лет) и со словами : « Я сама!», ставлю в конце своего эссе жирную точку.
….Рождается человек. Он растёт, учится, становится взрослым, и перед ним встаёт жизненно важный вопрос - вопрос выбора будущей профессии. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом выборе? К сожалению, никто не сможет вам дать точные ответы на эти вопросы… Только твоё сердце, твои стремления, взгляды подскажут тебе, по какому пути пойти.
Еще в 16 веке Френсис Бекон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны, как минимум, 8 часов в день.
Да, я счастлива, потому что выбрала ту профессию, которая соответствует моим интересам, от которой я получаю удовольствие и удовлетворение…
Я не знаю - хорошо это или плохо, но передо мной никогда не стоял вопрос, какую профессию выбрать. Так уж сложилось, что дорога к моей профессии не была долгой и извилистой, - я всегда знала и была уверена, что я буду именно учителем, как мама, как мои любимые учителя…
Да и кем же я ещё могла быть?! Нам, простым деревенским детям учителей, ещё в дошкольном возрасте приходилось не раз быть «вольными слушателями» на педсоветах, в силу того, что нас не с кем было оставить - педсоветы проходили в 17.00, а детские сады в это время уже были закрыты. По этой же причине первую «курсовую подготовку» я прошла в семилетнем возрасте. Это ли не судьба? Нас и сейчас с улыбкой вспоминают преподаватели, как педагогов, вышедших из-под учительского стола.
А я с благодарностью вспоминаю моих любимых учителей, которые отдавали нам частички своих сердец, вкладывали в нас свои души, и, самое главное, - как никто верили в нас. Именно с них – учителей с большой буквы - я всегда брала пример, не уставая восхищаться их мудростью, преданностью любимому делу в тяжёлые времена- времена перестройки. Я, как учительский ребёнок, осознавала насколько им тяжело, но они (несмотря на задержки в заработной плате, длившиеся порой до полугода ) не прекращали передавать нам свои знания, свой жизненный опыт. Быть учителем – значит, не просто овладеть профессией, это значит «жить» школой, ставя порой интересы школы на первое место. Много ли в наше время таких учителей? Наверное, нет...
И именно эти, простые деревенские учителя, не владеющие компьютерной грамотностью, работающие «по старинке», заложили в нас, молодых педагогах, то самое главное, без которого немыслима профессия учителя – преданность своей профессии, самоотдачу и, самое главное, любовь и уважение к своим ученикам.
Мне всегда нравилось общаться с детьми, которые подкупают своей искренностью, любознательностью и верой в лучшее. Общение с детьми – главная причина, которая предопределила выбор моей профессии. Для того чтобы это общение было обоюдно приятным я стараюсь сделать свои уроки не только познавательными, но и интересными детям. Как добиться того, чтобы ученик учился, познавал мир, добивался в своей деятельности успеха, не потому, что так надо, а потому, что ему это интересен. Почему в программах университетов не уделяется должного внимания развитию мотивации учащихся? Я считаю, что школа должна быть интересной для всех участников учебно-воспитательного процесса, поэтому побуждение интереса к знаниям, желания учиться ставлю на первое место в своей деятельности. Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль интереса в преподавании. Прогрессивный русский педагог П. Ф. Лесгафт писал: «Для развития интереса учащихся к знаниям первостепенное значение имеет самостоятельная творческая деятельность». В.А.Сухомлинский утверждал: «Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда он в них заинтересован, когда они - средство достижения творческих целей».
Да, это непросто, много времени и сил уходит на подготовку уроков, зато как ты, учитель, радуешься, видя блеск детских глаз! Часто профессию учителя сравнивают с профессией актёра, который всё время на сцене и должен увлечь своей игрой зрителя (как и учитель - своих учеников). Однако в профессии учителя есть главная особенность: если ведущую роль на сцене играют актёры, то на уроке роли учителя и ученика равноправны. Как бы идеально ни был разработан урок, он всё равно пойдёт по сценарию, скорректированному детьми. Я с улыбкой вспоминаю, как я переживала из-за того , что проведенные мной уроки отличаются от тех, которые разработаны методистами, опытными педагогами … Сейчас -то я понимаю, что невозможно примерить один и тот же конспект урока на каждый класс, как нельзя написать конспекты на год вперед. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци учил своих воспитанников природосообразным методом. «Надо, -утверждал он ,-найти у ребёнка талант и развивать его». Слова этого известного педагога – гуманиста 19 века стали словами – напутствием для меня, учителя, живущего и работающего в 21 веке.
Я тоже считаю, что очень важно найти в каждом ученике изюминку, помочь маленькому дарованию раскрыться, вовремя протянуть ему руку помощи – эта очень ответственная и важная миссия принадлежит именно учителю, как наставнику, другу.
Ещё одна особенность профессии учителя, которая меня привлекла, – это возможность не только учить, но и учиться самой - у мудрых и опытных коллег, у великих педагогов через чтение литературы и даже у самих детей. Уверена в том, что воспитание и образование учителя не должно заканчиваться получением документа об образовании, дающего право вести преподавательскую деятельность. Очень точно об этом сказал Э.Гиббон: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам.»
Наверное, ни в одной отрасли нет такой профессии, которая так остро реагирует на запросы современного общества. В наше время предъявляются особые требования к современной новой школе, к самому учителю. Учитель должен быть готов достаточно быстро реагировать на запросы времени. В наше время появляются новые технологии и современные средства обучения, и учителю просто необходимо постоянно заниматься самообразованием, совершенствоваться, чтобы шагать в ногу со временем.
Сегодня Российское образование переживает ответственный этап своего развития, в связи с тем, что предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Меня радует, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, то есть во главу угла ставится самобытность ребенка, его самоценность. Я считаю, что реализовать цели ФГОС второго поколения помогает метод проектов, так как успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Современным школьникам повезло: в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Мой первый набор, на сегодняшний день это учащиеся 4 класса, обучается по новым стандартам. В рамках изучения школьных предметов и программы внеурочной деятельности «Мои проекты», мы тоже осваиваем азы проектной деятельности: ставим цели, выдвигаем гипотезы, ошибаемся, спорим, доказываем… Количество участников различных конкурсов и результаты выступлений моих учеников на районном, окружном, областном уровнях говорят не только об успехе воспитанников, но и об особом интересе к этому виду деятельности, о высоком уровне мотивации учеников. Радует то, что ребята умеют видеть и ставить цели не только на конкретном уроке, но и в жизни. У них формируется новый тип мышления – исследовательский, который, по сути своей, заложен в каждом ребёнке с рождения. Я горжусь ими, потому что ребята не только ставят цели, но и достигают их. Считаю, что это умение не менее важно, чем баллы, заработанные при сдаче ЕГЭ. Каким будет он, выпускник 2021-2022 года? Время покажет, но я уверена в одном - эти дети уверенно шагнут в будущее.
Школа… Моя любимая школа … Это слово в душе каждого человека находит свой отклик, вызывает свои эмоции. Но никогда и никого не оставляет равнодушным, потому что школа - это маленькая жизнь, полная радости, порой невзгод, взлётов и падений.. и несмотря на это, школа полна света, добра, несёт в себе огромный потенциал знаний, радость совместного познания…
Эпилог.
А ещё школа ассоциируется с моим любимым временем года - осенью, с опавшими листьями…
«Пошуршим ?» – спрашивает тихо золотая Осень.
« Пошуршим!» – отвечаю я ей вдогонку.
И в этом шуршании листьев я ясно слышу слова: « Смелей! Всё у тебя получится!»
|